Это интересно
Замок
Мы приходим домой, привычно вставляем ключ в замочную скважину, открываем дверь... На замок обращаем внимание лишь тогда, когда он отказывается работать. А догадываемся ли мы, как много существует разновидностей этого «устройства для запирания дверей, шкафов, ящиков мебели, несгораемых шкафов и пр.» — так их определяет энциклопедия?
История не сохранила ни конструкции первого замка, ни имени его изобретателя. Вероятно, первым замком можно считать веревку или жилы животного, завязанные узлом. Хозяева старались перещеголять друг друга в сложности и хитроумности узлов,, выдумывали всякие «секреты». По преданию самый сложный — Гордиев узел — был завязан фригийским царем Гордием. Таким способом он прикрепил ярмо к дышлу своей колесницы. Оракул предсказал, что развязавший этот узел овладеет всей Азией. Как известно, Александр Македонский не очень долго думал над разгадкой — он просто разрубил узел мечом.
Чем цивилизованнее и богаче становились люди, тем надежнее и хитроумнее требовались замки. Появились специальные склепы с тяжелыми дверьми — прообразы современных банковских хранилищ. Двери и сундуки, в которых монастыри и гильдии, феодалы и зажиточные горожане хранили свои сокровища, делали из особо твердого дерева и обивали бронзовыми и стальными полосами. Сложный механизм замка со множеством гнезд часто занимал всю внутреннюю поверхность крышки и обычно скрывался под искусно украшенными ажурными металлическими пластинками. Потайные отделения и спрятанные от нескромных взоров замочные скважины должны были гарантировать безопасность хранимого добра, а приделанная на ложном месте накладка с замочной скважиной (а порой и не одна) предназначалась для запутывания вора. Один император даже придумал хранить казну в бочках, отвезенных на островки озера, находившегося внутри дворца. А вокруг островков плавали голодные крокодилы. Как вы понимаете, подобрать ключ к такому «зубастому» замку было совсем не просто.
Со временем подобные находки забылись и до наших дней дошли три основных вида замков: накладные, висячие и врезные (те, что вставляются, врезаются в дверь). Накладной замок, пожалуй, самый древний. Родина его — Древний Египет, а оттуда он пришел в Грецию и Рим. Таким замком иногда пользуются и в наше время. Основная его часть — так называемый запорный брус двери. Это довольно толстая прочная доска, в которой просверливали несколько отверстий. В отверстия вставляли палочки-штыри, которые свободно передвигались вверх и вниз. Число штырей и их расположение придумывал сам хозяин. Точно также располагались неподвижные штыри на доске-ключе. Ключ просовывали в вырез двери и через отверстия в брусе штырями ключа выталкивали подвижные штыри замка — дверь открыта. Правда, ключи у этих замков были великоваты — по полметра. Связку их носили на плече, были они символом принадлежности к знати и знаком почета.
Мастера Рима научились делать миниатюрные замочки для шкатулок. Ключи от них носили на пальцах, как кольца. Причем и замки, и ключи уменьшились настолько, что изготавливать их стали ювелиры. А замок, предназначенный для защиты драгоценностей, сам нередко был объектом покушения воров. Римские ремесленники ответили на это изобретением замка с поворачивающимся ключом. Надежность замков повышали также тайные предохранители.
В средние века конструкция замков усложняется, их делают из металла. Замковая пластинка, которая закрывала укрепленный на двери механизм, покрывалась всевозможными орнаментами. Часто под орнамент для красоты подкладывали кожу, ткань или пергамент. Украшения в виде веток, цветов, диковинных животных образовывали канал для ключа, помогавший попадать ключом в скважину даже в темноте.
В эпоху Возрождения в конструкции замков появились усовершенствования — стали делать несколько горизонтальных засовов и гнезд для ключей. Рычаговое устройство с внутренней стороны двери давало теперь возможность открывать ее изнутри без ключа и легко вынимать ключ из незакрытого замка, что до сих пор не так-то просто было сделать. В это время механизм замка перестали прятать от взглядов — его выставляют на всеобщее обозрение, крепя на внутренней стороне двери. А поскольку стремление к красоте было свойственно эпохе Ренессанса, то и замки стали превращаться в маленькие шедевры кузнечного искусства. Сначала украшали узорчатые края замка с отверстиями для гвоздей. Позже и сам замок стали покрывать изображениями побегов, листьев и цветов, всевозможными фигурами — дельфинов, морских чудовищ, звериными мордами. Нередко для украшения использовали даже гравюры известных художников, перенося сюжеты на корпус замка.
Висячие замки изобрели в Китае, а затем они попали в Индию, Персию и Рим. На Руси висячие пружинные замки делали уже 900 лет назад (в Западной Европе в средние века их даже называли «русскими», поскольку доставляли их из Руси, где были самые искусные мастера-замочники). Замки эти состояли из корпуса и дужки — ее вынимали из корпуса при отпирании. Одна ветвь дужки была гладкая, на другой делался запирающий механизм. Он представлял собой несколько пружинящих пластинок, прикрепленных к концу дужки как наконечник стрелы. Для открывания нужен был ключ в виде диска с фигурными вырезами, соответствующими пружинам на дужке. К диску прикрепляли длинную ручку. Когда такой ключ вдвигали в замок, он сжимал пластинки и выталкивал дужку. Чтобы скрыть расположение пружин, в диске делали ложные вырезы.
Говоря о замках, нельзя не уделить внимание ключам. Сначала на них обращали мало внимания — их задачей было просто отпирать и запирать замки. Поэтому вплоть до XV века они были грубыми и некрасивыми. К головке в виде кольца или ромба крепился штырек с бородкой. В начале XVI века появляются ключи с пустым внутри штырьком, головку которых богато украшали цветы и листья. Нередко головку делали в виде листика клевера, покрывали гравированным узором. Но самые затейливые ключи изготавливали в XVIII веке в эпоху барокко. В это время наряду с железом стали использовать латунь и серебро, отливать части ключа по отдельности. Во многих случаях слесарь делал лишь точно соответствующую замку бородку, а литейщик отливал головку и рифленый стержень. Особо богато украшали жалованные ключи — символические ключи от замков, городов, которые никогда ничего не запирали. Впервые они появились в XVI веке и изготавливаются вплоть до наших дней.
Сегодня все новейшие достижения науки и техники используют при создании дверных замков. Каких только конструкций нет — буквенные, часовые, магнитные, электронные, управляемые по радио... Причем их можно открывать как ключом, так и без ключа. Например, с помощью наборных колец, которые устанавливают на заданный буквенный или цифровой шифр (так мы открываем дверцы автоматической камеры хранения на вокзале).
Вы, наверное, помните, как открывалась пещера 40 разбойников? Достаточно было произнести заветные слова «Сезам, откройся!» — и вы в пещере. Правда, сказать эти слова и, следовательно, «открыть» пещеру мог любой (что и происходит в сказке). А ведь это очень плохо. Замок, говоря современным языком, не обладал избирательностью. Сейчас созданы замки, которые не только «слышат» голос хозяина, но и узнают его. То есть никто, кроме вас, не может попасть в дом. И может быть, скоро все мы будем открывать и закрывать двери просто с помощью «волшебных слов»?
Английский механик Джозеф Брама изобрел в 1784 году замок, который был выставлен в витрине одного из магазинов с объявлением о награде в 200 фунтов стерлингов тому, кто откроет его. Премия была получена лишь спустя... 70 лет. Замок сумел открыть американец Тоббсон, провозившись над хитроумным запором 16 дней!
В одном из московских документов XVII века сохранилась запись: «Куплено в замочном ряду 2 замка немецкие вислые за 5 алтын 4 деньги», то есть за 17 копеек. Цена по тем временам немалая: целый воз гвоздей стоил тогда 2 рубля, столько же стоил и воз мелкой рыбы.
«Гуси Рим спасли» — эта поговорка говорит о вере римлян в необыкновенную чуткость птиц. Эту же способность гусей использовала дирекция одного из винных складов Шотландии. Вот уже 20 лет бочонки, где дозревает виски стоимостью в триста миллионов фунтов стерлингов, днем и ночью охраняют пернатые сторожа. И за все это время не было похищено ни капли спиртного. Не требуются и хитроумные запоры. При появлении посторонних гуси поднимают неимоверный гомон, причем птицы оказались совершенно неподкупными в отличие от собак, которые не всегда могли устоять перед «взяткой» воров.
«Сторожевой пес» — так называется электронный аппарат, который пользуется большим спросом на Западе. Прибор нисколько не похож на своего четвероногого собрата, но тем не менее он тоже охраняет дом. «Сторожевой пес» имитирует присутствие людей в квартире — голоса, стук дверей, телефонные звонки... Расчет прост: воры вряд ли решатся залезть в квартиру в присутствии хозяев.
|