Это интересно
Кровать
В сказке Андерсена «Принцесса на горошине» жениться разборчивому принцу на настоящей принцессе помогла самая обычная кровать. Именно с ее помощью принцесса прошла «тест», придуманный королевой,— почувствовала маленькую горошину, накрытую двадцатью тюфяками да еще двадцатью перинами из гагачьего пуха. Сделав скидку на сказочное преувеличение количество перин и тюфяков, мы все равно понимаем, что в средние века кровать — уже довольно сложное сооружение. Дело в том, что в жилищах того времени — даже во дворцах королей — зимой было весьма прохладно. И отогревались у очага либо в постели. Каменные или земляные полы были холодными, из-под дверей дуло, поэтому стали устраивать ложа на помостах, к которым вели несколько ступенек.
На деревянную раму-основу укладывали тюфяки и перины. А с боков кровать на ночь закрывали для сохранения тепла несколькими слоями занавесей. Спускались они со специальной крыши, которая опиралась либо на четыре столбика по краям кровати, либо на высокие спинки, либо крепилась к потолку или стене спальни.
Днем завесы сдвигали или привязывали к столбикам балдахина — так называлось это сооружение, венчавшее кровать.
Надо сказать, что на протяжении веков кровати были очень широкими, громоздкими — многоместными. Право на отдельное ложе имели лишь очень высокопоставленные особы. Нередко уважаемый гость удостаивался чести разделить ложе с хозяевами — это был знак особого расположения.
Уже в средние века кровать становится символом семейного благополучия и показателем знатности владельца. Десятки метров легких тканей образовывали «воздушные» завесы. Снаружи их закрывали тяжелые полотнища из бархата или парчи. У дворян белое постельное белье нередко вышивалось, у людей попроще оно было цветным.
Подушки, набитые пером, «изобрели» древние римляне. До этого пользовались подставками под голову. Делали их из всевозможных материалов— дерева, бронзы, слоновой кости, фаянса... В кладовой гробницы фараона Тутанхамона были обнаружена три таких подставки. Одна, вырезанная из слоновой кости, изображает стоящего на коленях мужчину, поднятыми руками поддерживающего выгнутую опору для головы. По бокам подставки лежат два льва. Вторая подставка из раскрашенной резной кости напоминает складной табурет. Третий подголовник сделан из синего фаянса с золотой отделкой. И в наше время, кстати, на Востоке распространены именно такие подставки под голову — в жарком климате они дают ощущение прохлады, а также помогают сохранять сложные прически, которыми по традиции украшают себя жен7 шины в Японии и Китае.
Кровати у древних египтян устраивались довольно просто — на деревянную раму, опирающуюся на ножки в виде звериных лап, натягивали веревочные сетки. Были уже и складные, видимо, дорожные. Они состояли из трех частей, скрепленных бронзовыми петлями. Кровати фараона и его приближенных богато украшали позолотой, вырезанными из дерева сценками из жизни, головами зверей.
В античном мире появилась «парадная» кровать — ложе, которое играло особую роль. На нем не только спали, но читали и писали, заключали договоры, пировали, словом, проводили большую часть жизни. Нередко встречались ложа, отлитые целиком из бронзы. Но наряду с ними существовали изобретенные египтянами кровати для сна в виде деревянной рамы, затянутой ременной или веревочной сеткой, либо каменные лежаки. На них вкладывали тюфяки, набитые сеном, листьями, клочками шерсти (особенно любили заячью). Кровати попроще застилали овчинами. Подушки предпочитали набивать пером белых гусей. Специально для этого покупали птиц у германских племен!
Начиная с эпохи Возрождения кровать стали застилать дорогими покрывалами, спинки покрывать резьбой и позолотой, расписывать всевозможными сюжетами на темы семейного благополучия. Интересная кровать хранится в Англии в музее Виктории и Альберта. Спинка изголовья украшена двумя арками и скульптурами (кариатидами) по углам, изножье сделано в виде пяти резных колонок. Стояла она с 1453 по 1765 год в придорожной гостинице «Корона» в Уэре. Поскольку она была шириной 3 метра 40 сантиметров, на нее укладывали сразу по шесть постояльцев! В «Двенадцатой ночи» Шекспира говорится о листе бумаги столь огромном, что им можно было бы покрыть уэрскую кровать — видимо, ту самую.
Первое в Древней Руси письменное упоминание о кровати относится к XII веку. В «Слове о полку Игореве» повествуется, как киевский великий князь Святослав рассказывает о дурном сне: «той ночью, с вечера, одевали меня черным саваном на кровати тисовой».
В архивных записях XVII века сохранилось описание кровати из покоев царевны Софьи: «рундук (подставка) деревянной о 4-х приступах (ступеньках), прикрыт красками. А на рундуке кроватной испод резной, на 4-х деревянных пуклях (колоннах), а пукли во птичьих когтях; кругом кровати верхние и исподние подзоры резные, вызолочены; а меж подзоров писано золотом и расцвечено красками». Существовали уже и правила «убора» таких кроватей, стоявших в боярских горницах. На матрас и клавшееся под подушки «зголовье» надевали наволочки рудо-желтого (оранжевого) цвета, а на подушки — пунцового. В самых богатых домах их обшивали серебряными и золотыми кружевами, а внутрь закладывали «духи трав немецких». Прикрывать постель было принято покрывалом из черного китайского атласа с цветной вышивкой.
Такая кровать «новомодного убору» не шла ни в какое сравнение ни с коврами, ни даже с часами. Самые дорогие часы обходились рублей в семьдесят, а кровать оценивалась в сто рублей, постель на ней — в тридцать. Атласное покрывало можно было купить отдельно за три рубля.
В эпоху барокко кровать опять стала видом парадной мебели — во дворцах в анфиладах комнат «на показ» для приема гостей обязательно устраивали парадную спальную комнату с роскошным ложем, на котором никто никогда не спал. Не вставая с не менее роскошных «повседневных» кроватей, знатные дамы встречали гостей, короли занимались государственными делами, принимали придворных — словом, кровать играла немаловажную роль в жизни общества того времени.
Особой изобретательностью отличались французские мебельщики эпохи классицизма. В это время постепенно проходит мода на кровати с колоннами и балдахином, спинки становятся в основном прямоугольными. Появились даже «собственные» названия — например, «Панургово ложе», «церковная кафедра», «ангельская кровать» — с одинаковыми изголовьем и изножьем. В 1789-1793 годы входит в моду «патриотическая» кровать. Она украшается ликторскими связками (пучками прутьев), увенчанными фригийским колпаком (символом свободы).
Ампир породил новую форму кровати, завоевавшую широкую популярность — «кровать-ладью», предназначавшуюся для «облегчения течения жизни». Выдающимся образцом «ладьи для сна» считается кровать императрицы Жозефины, жены Наполеона. Опоры в ногах кровати сделаны из резного позолоченного дерева в виде огромных рогов изобилия, опоры изголовья — в виде тех же рогов, над которыми возвышаются деревянные фигуры лебедей с поднятыми крыльями. Балдахин в виде овальной рамы, увенчанной орлом, распластавшим крылья, прикреплен к потолку.
Популярна в это время была и короткая элегантная кушетка с высоким, плавно изогнутым изголовьем в виде не то носа гондолы, не то лебединой шеи. На знаменитом «Портрете мадам Рекамье» художник Франсуа Жерар изобразил такую кушетку. После появления картины эта новая разновидность кушетки приобрела необычайную популярность и стала называться «рекамье».
Но к началу XIX века проходит время пышных дворцов и их покоев. Растут города, а с их ростом увеличивается число квартир горожан, а также больниц, гостиниц, казарм, всевозможных приютов. Поэтому потребовалось наладить выпуск большого количества недорогих, простых в изготовлении кроватей. Появились завоевавшие широкую популярность к концу прошлого века металлические кровати с пружинящими сетками. Их делали из чугуна, железа, стали, даже из газовых и водопроводных труб. Украшением служили хромированные и никелированные шары и шарики.
В наш век с появлением малогабаритных квартир изобрели диваны-кровати, убираемые на день и занимающие как можно меньше места.
Одеяла, сшитые из треугольных или квадратных кусочков разноцветных дешевых тканей — лоскутные одеяла,— появились в сельских избах и домах рабочих в конце прошлого века, когда Россия стала «ситцевой». В это время в народный быт на смену домотканой одежде пришли ситцевые сарафаны, рубашки, платки, занавески-пологи. Вместе с ними появились и вещи, сделанные дома из остатков этих тканей, а иногда и по дешевке купленного «лоскута». Создавая такие одеяла, мастерицы проявляли массу вкуса и изобретательности.
В Музее современного ремесла в Нью-Йорке была открыта выставка стеганых одеял. Наряду с традиционными моделями встречались экспонаты, которые лишь с трудом можно было отнести к одеялам. Изображались на них пейзажи, портреты, бытовые сценки и даже... яичница (кстати, оказавшаяся «гвоздем» выставки). «Яичница» — название, данное создателем своей работе — детскому одеяльцу, сделанному в виде белого квадрата, на который нашит яркий желтый круг. А рядом — розовый квадрат поменьше. Это коврик к детской кроватке — кусок ветчины к яичнице. Некоторые экспонаты — нечто среднее между одеялом и мягкой скульптурой. Например, работа «Король, королева и их замок» имеет контурное очертание. Выполнено одеяло из небеленого муслина, на котором ярким розовым пятном выделяются лишь губы. Причем поразительно мастерство художницы-изготовителя: если внимательно присмотреться, то на однотонном фоне выступит филигранный рисунок — изображение стегальщика.
Одна мебельная фирма в Англии выпустила кровати с нишами для собак. Теперь любители этих животных могут устроить их рядом с собой, но так, чтобы они не мешали.
Бразильский боксер-профессионал Пауло Кикоте, покинув ринг, занялся производством кроватей. Реклама его фирмы, опубликованная в газетах Рио-де-Жанейро, гласит: «Пауло Кикоте — человек, который был нокаутирован шестнадцать раз и еще большее число раз лежал на ринге. Покупайте кровати Пауло Кикоте! Они исключительно удобны! Ведь человек, которому столько раз приходилось падать, хорошо знает, как сделать так, чтобы было удобно лежать».
В США, в штате Огайо, был в свое время памятник «неизвестному мужчине или женщине — изобретателю кровати». Памятник был сооружен неким Д. Френкером, считавшим, что «на свете нет ничего более приятного, чем улечься в кровать и позабыть о мире и его проблемах».
Во время свадебного путешествия знаменитого певца Джона Леннона и его жены, японской художницы-авангардистки Йоко Оно супруги устроили так называемую демонстрацию за мир ... в постели. Вот как это описывал сам Джон Леннон: «Мы были в отеле «Хиллтон» в Амстердаме. В нашу комнату набилось человек 50 или 60 газетчиков. А мы с Йоко просто сидели на кровати в пижамах и повторяли: «Мир тебе, брат».
|