Это интересно
Окно
Окна — это «глаза» дома. И такое отношение к ним возникло в древнейшие времена. Причем вначале люди связывали с окном опасность проникновения в дом нечистой силы (в отличие от двери — обычного, «разрешенного» входа). Вероятно, поэтому первые окна выходили внутрь, во двор. А те, что «смотрели» на улицу, для безопасности обитателей дома окружали магической резьбой, орнаментом (наличники, всевозможные обрамления, львиные головы маски — все это пришло из незапамятных времен). Сходство же во многих языках слова «окно» со словами «глаз» или «свет», видимо, связано с тем, что из него можно было видеть окрестности, вовремя заметить приближение неприятеля или, наоборот, желанных гостей. А когда дети поют «солнышко, солнышко, выгляни в окошко...» — это дань другому мифу, согласно которому солнце выходило на небо из небесного окна. Сегодня для нас окна — это просто элементы дома, через которые в него проникают свет, солнечные лучи, окружающий мир. И для многих людей очень важно, куда выходят окна его квартиры — на унылую, мрачную стену другого здания или на залитый солнцем и воздухом парк, лес, поле...
Надо сказать, что в прошлом окна причиняли зодчим множество забот. Это нетрудно понять, припомнив, что стеклить окна стали лишь несколько сот лет назад. А до этого что только ни придумывали! Древние китайцы затягивали оконные проемы шелком, покрытым тонким слоем лака или тонкими роговыми пластинками. Богатые римляне вставляли в окна мутный селенит, тонкие шлифованные пластинки агата или даже мрамора. На Руси издавна в крестьянских избах окна закрывал бычий пузырь, в домах побогаче — пластинки слюды. По всей Европе и в лачугах бедняков, и в королевских дворцах пользовались промасленной бумагой или вощеным полотном, а когда наступали морозы, окна просто заколачивали досками, закрывали ставнями.
Для современного человека роскошный средневековый замок представлял бы довольно странное и смешное зрелище. Короли и князья вместе со своими чадами и домочадцами с осени до весны жались в маленьких затемненных комнатах, спасаясь от стужи. Примитивные очаги не обогревали даже эти небольшие помещения, а скверные дымоходы при малейшем ветре нещадно дымили.
И естественно, что, когда появилась возможность широко использовать оконное стекло, в стенах стали прорубать как можно больше окон. Но городские власти во многих странах тут же ввели «оконный налог». Английский парламент, например, увеличил на 4 шиллинга годовой налог на все дома, насчитывающие по 10 окон, а за дом с двадцатью окнами нужно было платить добавочно еще 8 шиллингов. А поскольку населению совсем ни к чему были дополнительные расходы, окна стали заделывать, замуровывать, а строя новый дом, старались сделать как можно меньше окон, так что солнечный свет едва проникал в квартиры.
Но кто и когда первым применил стекло для окон? Считают, что римляне в I-II веках нашей эры или даже раньше. Это были голубоватые, зеленоватые или коричневые пластины стекла толщиной в полсантиметра, с оплавленными краями. Построенные в Помпеях так называемые термы Форума имели довольно большие окна. Остекление их представляло собой толстое литое стекло в бронзовых рамах. В III и IV веках качество оконного стекла значительно улучшилось. До нас дошли осколки почти бесцветных или слегка зеленоватых стекол.
Известно, что в античную эпоху и в средние века оконные стекла изготавливали тремя способами. Причем эти способы просуществовали со времен античности вплоть до конца XIX века без принципиальных изменений! Менялись только инструменты и приспособления, а суть процессов оставалась прежней.
Первый способ: расплав (комок) стекла раскатывали подобно лепешке на каменной плите. Второй способ, так называемый «цилиндрический», заключался в том, что из шарика на конце трубки выдували длинный цилиндр. После охлаждения дно и верх откалывали, цилиндр разрезали по длине и ставили на на глиняной плите в плавильную печь, где он распрямлялся в лист. Листы получались довольно тонкими, прямоугольной Формы, но поверхность сохраняла «следы» превращений из цилиндра в плоскость.
Третий способ позволял получать диски толщиной 2-3 мм и диаметром до 15 см. Для этого выдували большой стеклянный шар, который служил заготовкой. Затем дно его прикрепляли к специальному стержню, откалывали от трубки стеклодела и начинали вращать. В результате шар как бы раскрывался и получался плоский диск.
Чтобы застеклить одно окно, множество таких дисков скрепляли свинцовой решеткой. Надо сказать, что дом с такими окнами весьма напоминал тюрьму. Причем стекла были неровными по толщине и разглядеть сквозь них что-нибудь было трудновато. Например, видно, что по улице идет какое-то животное, но какое именно — корова, лошадь, осел — разобрать сложно. Но и такие стекла очень берегли и ценили.
Сохранилось распоряжение управляющего богатейшим английским поместьем герцога Нортумберлендского, отданное в 1567 году слугам. Звучит оно примерно так: «Поскольку в большие ветра стекла в замке герцога бьются и пропадают, нужно, как только его светлость уедет, все стекла из окон вынуть и убрать в сохранное место. Когда же его светлость приедет, то стекла можно опять вставить, а то они стоят дорого, и чинить их трудно».
Вплоть до конца прошлого века производство стекла было ручным. Но в 1894 году рабочий-стеклодув Любберс проделал простой опыт. Он поднимался по лестнице над котлом с расплавленным стеклом, одновременно выдувая стеклянный цилиндр. Вскоре цилиндр стал уже настоящей колонной, верхняя часть которой застыла, а нижняя оставалась мягкой и продолжала тянуться. Всем, кто это видел, стало ясно, что рабочий сделал гениальное открытие. Ведь достаточно создать механизм, который тянул бы столб стекла — и можно получать стекла любых размеров! Такая машина была создана, и стекло начали резать из больших пустотелых колонн.
Только в начале нашего века был изобретен процесс непрерывной варки и формования листового стекла, что поставило производство стекла на промышленную основу, удешевило его изготовление. Это особенно обрадовало архитекторов — ведь за прошедшие девятнадцать веков сменилось несколько архитектурных стилей, окна меняли форму, рисунок переплетов, однако всегда они были небольшими проемами в массивных стенах. А теперь впервые в истории человечества появились здания буквально состоящие из одних окон. Вот только насколько хорошо, это и подходит ли ко всем климатическим зонам — это необходимо решать в каждом конкретном случае.
Сейчас принято, чтобы окна располагались на фасаде дома в какой-то правильно закономерности. Но существовали и другие варианты. Например, вот что писал венгерский писатель Торо, более ста лет назад посетивший восточное побережье Америки: «Приятно удивило меня и здесь, и в других местах Кэйп-Кода большое количество окон и неправильность их по величине и положению. Впечатление такое, будто каждый из живущих здесь высверлил в стене отверстие именно там, где ему было нужно, без учета того, как это скажется на внешнем виде дома. Были окна для взрослых и окна для детей. Один мужчина вырубил в двери сарая отверстие для кошки, а под ним, поменьше — для котенка».
Как пишет Торо, беспорядочность в расположении окон иногда не только не неприятна, а наоборот, даже интересна. И, может быть, нам, уставшим от монотонности и однообразия современных домов-близнецов, архитекторы подарят несколько домов (пусть даже всего один на весь квартал!) с окном для котенка...
Самое большое оконное стекло, когда-либо изготовленное, имеет площадь 50кв.м (20 м длиной и шириной 2,5 м). Оно вставлено в окно конторы одной из французских фирм в 1958 голу.
Самое большое окно в мире «принадлежит» Дворцу индустрии и техники в Париже. Его максимальная ширина 218 м, высота 50 м.
В XVI веке один из немецких купцов был поражен тем, что московские жители стеклят окна не как европейцы, а каким-то особым способом, расщепляя неведомый камень на тончайшие пластинки, прозрачные, как стекло. Один из таких камней попал в руки немецкому минералогу Валериусу, который назвал его «витрум московитум Валериус» (в те времена камни именовали по-латыни), то есть стекло московитов, описанное господином Валериусом. Со временем все лишние части названия сами по себе отпали, и остался в истории «московит», который постепенно превратился в «мусковит». Так сегодня называют одну из разновидностей слюды.
В Венгрии освоено производство стекла, которое называю!» «сигнальным». Каждый лист такого стекла состоит из нескольких слоев, между которыми помещены тонкие металлические жилки, связанные на выходе с сигнальным устройством. Достаточно разбить такое стекло, и тут же сработает сигнализация.
|